Нововведения в закон о бухучете ФЗ № 402
Для понимания важности изменений сравним основные пункты старого ФЗ №129 и действующего ФЗ №402. Каждый блок информации сопровождается комментариями экспертов.
ФЗ №129 | ФЗ №402 |
Определение бухучета | |
Бухучет — это система сбора и упорядочивания данных в денежном эквиваленте об имущественных активах, обязательствах компании. Документирование и учет ведутся непрерывно. | Бухучет — это подготовка систематизированных данных об учетных объектах в соответствии с положениями ФЗ. На их основе формируются бухгалтерская и финотчетность. |
Пояснения: акцентируется внимание на результате бухучета. Бухгалтерский отчет должен быть переведен в статус финансового документа. Такой подход принят в Международных стандартах ФО. Представители бизнеса в этом случае получают актуальные и понятные данные об имуществе и финансах компании. | |
Объекты бухучета | |
Бухучет велся по: o обязательствам юрлица; o имущественным активам предприятий; o хоздеятельности. | Бухучет формируется по: o активам предприятий; o фактам хоздеятельности; o обязательствам юрлица; o доходным и расходным ведомостям компаний; o финансовым источникам; o другим учетным объектам. |
Пояснения: список учетных объектов увеличили, но на суть формирования бух. отчетности это не повлияло. Например, расходные и доходные ведомости велись и раньше, только они не рассматривались как отдельные объекты учета. Это изменение скорее сделано под концепцию нового понимания бухучета в РФ. | |
Лица, которые обязуются выполнять требования ФЗ | |
o все юрлица; o представительства, филиалы o зарубежных компаний, если нет иных договоренностей. | o ЦБ РФ; o госорганы, муниципалитет, фонды; o организации коммерческой и некоммерческой направленности; o ИП, нотариальные агентства, адвокатские службы и прочие лица, оказывающие частные услуги; o филиалы иностранных компаний. |
Пояснения: вместо обобщенного определения организации установлено обширное понятие — экономический субъект. | |
Лица, освобожденные от обязательств по формированию отчетности | |
o Компании, применившие УСНО. Исключение — нематериальные активы, учет ОС. o Компании и организации со статусом участников «Сколково», если годовой доход от продажи услуг/работ не превышает 1 млрд рублей. Также исключение по активам и ОС. | o ИП или лицо, оказывающее частные услуги, если ведется учет по УСНО («доходы 6%» или «доходы минус расходы 15%»). o Филиалы зарубежных компаний в РФ, которые ведут учет согласно ФЗ России. |
Пояснения: из категории «освобожденных» исключили членов «Сколково» и юрлиц на УСНО. К ИП и малому бизнесу применили упрощенные варианты ведения бухучета. | |
Постановка бухучета | |
Учредители и/или руководители компаний вправе: o Организовать бухгалтерский отдел/службу в качестве структурной единицы на предприятии с главным бухгалтером. o Создать должность главного бухгалтера. o Доверить ведение бухучета структурному подразделению на основе договора. o Передать бухучет специализированной компании (аутсорсинг). o Передать бухучет удаленному специалисту, внештатному бухгалтеру. o Заниматься всей бух. документацией самостоятельно. | Учредитель или руководитель компании обязуется передать право вести отчетность главбуху компании, другому штатному или внештатному сотруднику, профильной компании. Управленец кредитной организации передает бухучет только главбуху. Владелец малого бизнеса, ИП вправе самостоятельно заниматься бухгалтерской и финотчетностью. |
Пояснения: право вести отчетность самостоятельно закрепляется только за ИП, владельцами малого и среднего бизнеса. Компании, юрлица нанимают в штат специалистов или передают бухучет на аутсорсинг. | |
Требования к главбуху | |
Нет | Главбух должен: o Обладать профильным образованием (желательно высшим). o Иметь опыт работы не менее 3 лет из крайних 5 календарных лет. Например, опыт формирования бух. отчетов, аудиторская деятельность и т.д. o Если ВО нет, то главбух должен иметь стаж не менее пяти лет из крайних 7 календарных лет. o Быть без судимостей за экономические правонарушения. |
Пояснения: подобные требования к главбухам предъявляются в АО (кроме кредитных компаний), НПФ, страховых организациях, инвестфондах с ценными бумагами, госорганах, внебюджетных фондах. Закон обязуются исполнять также лица, предоставляющие услуги по договорным обязательствам. | |
Первичка и её формы | |
Первичка для бухучета составляется по унифицированным формам, которые содержатся в спецальбомах. Документы без конкретной формы заполняются так: o прописывается название первички; o указывается число составления документа; o прописывается название компании; o указываются операции хозяйственной деятельности; o заносятся итоги деятельности: в денежном или натуральном эквиваленте; o указываются должностные лица, контролирующие выполнение операции и корректность её документирования; o ставятся подписи ответственных лиц. | Форматы первички утверждаются руководителем компании вместе с главбухом или иным штатным сотрудником с правом ведения отчетности. Формы первички для госкомпаний регламентируются законодательством РФ. Первичку заполняют подобным образом: o прописывается наименование; o указывается число составления документа; o прописывается название экономического субъекта, который составил документ; o указывается факт хоздеятельности; o заносится величина измерения хоздеятельности в соответствующих единицах; o указываются должности лиц, совершивших факт хоздеятельности и контролирующих корректность её документирования; o ставятся подписи ответственных лиц с указанием фамилий, инициалов или прочих реквизитов, которые идентифицируют подписантов. |
Пояснения: видим, что отменены универсальные формы первички. Теперь они утверждаются руководителем компании и главбухом. Однако правила заполнения форм не поменялись. | |
Правки в документах | |
Исправления в банковской и кассовой документации недопустимы. В другую первичку правки могут вноситься после согласования со всеми участниками хоздеятельности. Согласие подтверждается письменно ответственными лицами с фиксацией числа поправки. | В первичку можно вносить правки, если нет других указаний в ФЗ или нормативных актах. Любые правки должны датироваться, визироваться подписью ответственных лиц с указанием фамилий, инициалов или прочих реквизитов, которые идентифицируют подписантов. |
Пояснения: теперь можно вносить правки в любые бумаги, но положение о недопустимости поправок в кассовой документации осталось в силе. Положения о правках остались практически без изменений. | |
Электронная документация | |
Любая документация формируется в бумажном виде или сохраняется на электронных носителях данных. | Первичка формируется на бумажном и/или электронном носителе информации, заверяется ЭЦП. |
Пояснения: закрепляется возможность составления документации в цифровом виде с заверением ЭЦП. Это способствует развитию электронного документооборота в РФ. | |
Бухрегистры | |
Данные формируются и ведутся в спецжурналах. Там же они сортируются по картотекам и листам. Могут храниться в виде машинограмм, на дисках и магнитолентах. | Бухрегистры формируются на бумаге и/или в цифровом виде (заверяются ЭЦП). Формы бухрегистров утверждают руководитель компании и главный бухгалтер или штатный сотрудник, имеющий право вести отчетность. Основные реквизиты регистра заполняются так: o прописывается наименование; o указывается название компании, которая составила регистр; o проставляются числа начала и окончания ведения регистра, периода; o выполняется группировка учетных объектов; o указывается величина денежного измерения учетных объектов; o прописываются должности ответственных за ведение регистра лиц; o ставятся подписи лиц, составивших регистр, с указанием фамилий, инициалов или прочих реквизитов для идентификации подписантов. |
Пояснения: определяются обязательные данные для формирования бухрегистров. Универсальные формы не используются — составляются персональные для компании. Также закрепляется возможность составлять регистры в электронном виде с цифровой подписью (ЭЦП). | |
Инвентаризация | |
Инвентаризацию проводили: o после выкупа, сдачи в аренду, продажи имущества; o по завершении перехода госкомпании в муниципальную организацию; o перед подготовкой годовой бухотчетности; o после фактов порчи, хищения имущества или злоупотребления активами; o после ЧС или стихийного бедствия; o во время процедуры закрытия, реорганизации предприятия; o в других ситуациях, прописанных законодательством РФ. | Регламент инвентаризации определяется экономическим субъектом самостоятельно. Несоответствия фактического наличия объектов с данными бухрегистров регистрируются в учетных документах. Датируется запись тем периодом, в котором проводилась инвентаризация. |
Пояснения: не выделяется перечень обязательных случаев. Также появилась норма датирования расхождений в бухучете на период проведения проверки. | |
Состав бухотчетности | |
Бухотчетность включает: o баланс; o отчетную документацию о доходах и расходах; o приложения к основным разделам; o аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность финотчетности, если она подлежит обязательным проверкам; o пояснительную записку. | Годовая бухотчетность состоит из: o баланса; o отчетности о финансовых результатах за учетный период; o приложений, актов к основным разделам. |
Пояснения: новый закон убрал из состава заключение аудиторов и пояснительную записку, переименовали раздел о доходах и убытках. | |
Регламент подачи бухотчетности | |
Отчетность за три месяца предоставляется в срок 30 дней после отчетного квартала. Годовая подается в срок 90 дней после завершения года, если нет других условий сдачи документации. | Обязательный экземпляр годовой бухотчетности подается в 3-х месячный срок после завершения заявленного периода. |
Пояснения: вводится новое понятие — экземпляр бухотчетности. Его нужно подать в течение трех месяцев по завершении года. Сроки подачи промежуточной бухотчетности не указаны. |
Требования к бухотчетности и другие нововведения
С 2013 года финотчетность считается сформированной после заверения её на бумаге руководителем компании. Подпись главбуха теперь не нужна. Также в ФЗ 402 запретили применять к бухотчетности статус коммерческой тайны.
Способы подачи бух- и финотчетности пользователем не регламентируются, в отличие от положений предыдущего закона о бухучете. Способы предоставления закрепляются в ФЗ №129. Также нововведениями не установлен порядок принятия и публикации финотчетности. Согласно новому положению данный регламент утверждается другими ФЗ.
Законопроект о бухучете вводит регламент ведения финотчетности при закрытии юрлица (ликвидации или реорганизации).
Пояснения к регулированию бухучета
Принципы регулирования бухучета согласуются с отраслевыми, федеральными стандартами и потребностями пользователей бухотчетности. ФЗ №402 устанавливает единый формат требований к бухучету, способствует внедрению международных стандартов ФО.
Под стандартом бухотчетности понимают документ, который устанавливает минимально допустимые требования к формированию учетных бумаг, приемлемую в бизнес-среде практику ведения документации.
Новые отраслевые и федстандарты, призванные регулировать учет в бухгалтерии, приближены к формату МСФО. Федстандарты устанавливают категории объектов бухучета, список и порядок формирования данных, другие условия для ведения бухотчетности. Стандарты в отрасли устанавливают использование федстандартов в конкретной бизнес-деятельности.
Стандартизированные документы любого уровня разрабатывают Минфин и ЦБ России. Теперь СРО, предприниматели, коллегии аудиторов и другие субъекты имеют большую заинтересованность в разработке правил бухучета. Публикация проектов на федресурсах в сети и СМИ приобретает особое значение. Проекты Минфина и партнеров выносятся на детальное обсуждение пользователям, которые заинтересованы в их принятии. Такой подход помогает увидеть недоработки в документе. Финальный проект утверждается федорганом с учетом замечаний, выявленных в процессе публичных обсуждений. Замечания оформляются в письменном виде.