Что понимают под бухучетом ОС?
Любые здания, производственное оборудование, всевозможные устройства и приборы, технологические постройки, инструмент, ЭВМ, транспорт, животное хозяйство и даже многолетние насаждения относятся к основным средствам в бухучете. Чтобы активы предприятия попали в эту категорию, должны совпасть три условия:
- активы в перспективе принесут доход компании;
- средства не планируется перепродавать;
- активы задействуются в изготовлении товаров или управлении более 12 месяцев.
Задача бухучета заключается в обработке достаточного объема данных об ОС для формирования отчетности:
- Вычисление результатов выбытия средств (списание, продажа и т.д.).
- Оформление, формирование физических затрат, которые направляются на обработку основных средств.
- Контроль за сохранностью ОС.
- Аналитическая работа, выясняющая правильность использования средств.
Регламент ведения ОС прописывается в специальном бухгалтерском положении, которое определяет правила работы с данными об основных средствах в бухгалтерской отчетности.
Бухучет оценки и переоценки ОС
Оценка средств выполняется по трем типам стоимости: восстановительной, остаточной, первоначальной. В первом варианте учитывается стоимость средств по рыночной цене. Во втором — рассматривается остаточная стоимость — первоначальная стоимость, из которой вычли износ в денежном эквиваленте. Как определяются первоначальные значения цены? Это сумма затрат по факту на покупку, изготовление или строительство ОС за вычетом налога на добавленную стоимость.
Переоценка средств возможна в ситуациях, когда ОС дополняются или сокращаются. Например, достройка зданий, цехов или частичный снос имеющихся в распоряжении компании объектов. Любое юрлицо вправе не чаще одного раза в год выполнить переоценку средств по восстановительной стоимости. Если при пересчете получается разница, ОС учитываются в категории добавочного капитала.
Учет поступления ОС
При составлении отчетности учитываются следующие стадии поступления средств:
- Формирование прием-передаточного акта на объект ОС.
- Открытие инвентарной карты на поступивший в собственность компании объект, добавление основных данных по нему.
- Внесение объекта в основные счета движения ОС.
Амортизация ОС
Бухгалтерский учет амортизации средств позволяет переложить часть первоначальной балансовой стоимости средств на себестоимость выпускаемых товаров и/или услуг. Итоговое значение вычисляется по каждому объекту. Начисление выполняется первого числа месяца, идущего за тем, в котором объект ОС был запущен в эксплуатацию.
Амортизация учитывается несколькими способами. Например, линейным или методом снижаемого остатка, списанием стоимости пропорционально объему услуг/товаров. Польза ОС определяется по периоду, когда объект приносил доход предприятию. Данный период устанавливает сама компания при постановке бухучета.
Учет ремонта ОС
Ремонт по основным средствам может быть текущими или капитальным. Второй вариант более затратный из-за большего объема и сложности работ.
Бухучет выполняется двумя путями:
- Текущие ремонтные мероприятия при небольших объемах работ заносятся в текущие расходные ведомости компании.
- Затраты на ремонтные работы включаются в себестоимость. Образуется резерв, который расходуется на ремонтные нужды по мере необходимости. Для таких категорий создается резервный субсчет.
Когда затраты на ремонт по факту больше, чем сумма на счете, начисляются добавочные средства в резерв. При обратной ситуации оставшиеся суммы сторнируются. Устаревание объектов ОС требует запуска процедуры модернизации. Бухучет в этом случае соотносит затраты на модернизацию с первоначальной стоимостью объекта.
Списание ОС
Если объекты ликвидируются (полностью или частично) или не могут приносить прибыль компании в перспективе, выполняется процедура выбытия. Также выбытие может фиксироваться при продаже, аренде, дарении объекта.
Бухучет списания ОС выполняется в категории прочих расходов/доходов. Обычно для этого на 01 счету открывается субсчет «Выбытие ОС». В нем дебет отражает первоначальную цену объекта, а кредит – имеющийся износ. Остаток списывают в дебет счета №91. Учет ликвидации ОС фиксирует расходы и доходы, которые образовались из-за списания, только в своем отчетном периоде.
Аренда ОС
Основные средства сдаются в финансовую или текущую аренду. В первом варианте арендатор вправе выкупить у компании ОС с уплатой процентов за использование. Бухучет ведется на балансе получателя или арендодателя лизинга. Текущая аренда отличается тем, что право владения имуществом остается у арендодателя. Соответственно, и бухучет ведется только на балансе лизингодателя.
Мы рассмотрели основные принципы бухучета ОС. Однако в процессе работы с основными средствами встречаются нюансы, которые могут быть у каждого предприятия. Рассказ обо всех особенностях бухгалтерии займет много времени. Самое выгодное решение – это доверить бухучет профессиональным бухгалтерам на аутсорсинге.